Рада

ЧУдная история, которая еще раз убедила нас в том, что надо всегда верить своей собаке. В том что, иногда твоя цель прямо у тебя под ногами. И совсем не в переносном смысле. Ну и, еще раз доказала жизненную необходимость для охотничьей собаки обучения по зверю в искусственно созданных условиях! Но это так, размышлизм в свете сегодняшней ситуации с законом о запрете притравочной деятельности. Так сказать лирика, а теперь собственно история.

Праздничный рождественский  вечер. Звонок с неизвестного номера:
''Я по объявлению о продаже щенков!''
''Да. Я вас слушаю!''
''А вы со своими собаками охотитесь?''
''Конечно.''
''Понимаете, у меня такая ситуация и я не знаю к кому обратиться''
''Спрашивайте. Чем смогу-помогу!''

И дальше звонивший рассказал, что держал всегда только лаек и гончих. А этой осенью привез молодого кобелька ягдтерьера. Пес не обучен. Зверя никогда не видел. Пускал охотник его несколько раз в нору, но зверька не попалось. И вот, два дня назад кобель понорился в полевую нору и пропал. Сутки владелец еще слышал, в ответ на зов, ворчание собаки. А теперь полная тишина. Выходных следов нет. Он объезжал округу все два дня и проверял. В надежде, что собака вышла. Никого!

''Вот тебе телефончик знающего человечка, который живет недалеко от тебя. Он подъедет, оценит ситуацию на месте и нам отзвонится. А там будем решать''....

Доклад последовал незамедлительно: ''Нора в два отнорка в холме на поле, собаку не слышно, начинаем копать!''

Ребятишки копали до пяти утра. Без результата. Решаем ехать на помощь! Осталось решить - кого из собак взять. В норе кобель, причем агрессивный, значит надо брать сук. Выбор пал на Раду. Совсем еще молодую деваху-ягдтерьера. Не смотря на то, что ей нет еще и полтора года, она побывала с нами на разных норах и показала себя разумной рабочей собакой. Рада, как и, большинство детей Дакса фон Воннэгау, обладает острым нюхом, умением правильно копать. И, что не менее важно для роли спасателя, коммуникабельным и не склочным характером. Мы еще надеялись найти собаку живой!

Сто пятьдесят км в один конец, еще немного на снежике и мы на краю огромного, как котлован оврага! На поверку, ''полевая'' нора оказалась норой на краю поля. Сползший край оврага образовывал подобие отдельного гребня, вот в этом гребне и находилось два отнорка. Один на расстоянии трех метров от макушки, второй - примерно шести. Потерявшийся кобель ушел в нижний вход, но слышно его было из верхнего. Ребята начали раскапывать именно верхний отнорок и углубились метра на полтора вглубь оврага. Дальше уже копали горизонтально по направлению ходов. Несколько отнорков расходились в разные стороны, но все почти сразу закончились тупиками. И только один уходил на другую сторону гребня. Вот в него и была запущена Рада с норным ошейником.

Почти сразу, отойдя вглубь на пару метров собака принялась копать, рыча и иногда взлаивая. Хороший знак! Что - то есть! Запеленговали точное место ее раскопок, это было уже на другой стороне гребня, и начали бить шурф. Глубина пролегания норы - три метра. Первые сорок сантиметров промерзшего грунта были особенно долгими. Далее пошла сухая красная глина. Трое копателей, постоянно сменяя друг друга, углубились на полтора метра.

В это время, Рада восстановила обрушенный ход норы и пробилась дальше. Через несколько метров, дугой изгибающегося хода, она видимо добравшись до тупика. Развернулась и вышла в первый шурф, назад. Морда у нее была слегка разочарованная. Что-то не так! Ничего интересного там явно нет! Рада начала шнырять по шурфу, все тщательно обнюхивая. Сунула свой мокрый кожаный нос во все щелочки и отвалы земли. В руки не даваясь, деловито изучала каждую пядь земли.

Что ты тут ищешь? Что тебя заинтересовало? Да-а-а!.....Где ж кобелек? Может, он все таки вышел из норы и ушел в сторону рядом проходящей трассы?
''Все, Рада, твоя помощь пока больше не нужна, давай-ка я тебя посажу в утепленный рюкзак. Сиди, грейся!'' Рада запротестовала против моего произвола, но завязанный мешок не оставил ей выбора. На поле дул очень сильный ветер, в рюкзаке сухо и тепло.

Стемнело. При свете фонарей, копатели выгрызали третий метр грунта, перекидывая землю через голову. Добрались уже до сыпучего слоя, в котором пролегал ход норы. ''Давайте выпущу Раду, чтобы была возможность уточнить место и расстояние?''

Деваха шустро устремилась в нору на встречу звуков копки земли и, ход, наконец, вскрыли. Рада высунула мордочку, поздоровалась из норы со спасателями и вернулась в первый шурф. Теперь ей никто не мешал и она принялась углублять дно шурфа, пробиваясь почти вертикально. Когда, отгребать землю уже не получалось, выброшенный грунт весь осыпался назад, и, собака скрылась  по самый хвост: Я позвала мужиков: ''Идите кто-нибудь сюда! Надо помочь собаке! Посмотреть что же ее так заинтересовало!''

''Не вопрос, отойди Рада, дай копну лопатой!...Ну!... Ты же видишь, ни в одну сторону не уходит ничего, похожего на ход! Я не верю этой собаке!... Она попросту мается от безделья! Надо расширять второй шурф и смотреть куда ведет дальний ход!'' - это сказал один из копателей.

Рада, опять предоставленная сама себе, вернулась к прерванному занятию и начала вгрызаться вертикально в дно первого шурфа. Иногда втягивая с шумом воздух, вжатым в землю носом. И время от времени замирая, опустив уши и прислушиваясь. После чего, с еще большим остервенением, принималась за работу. Земля из под лап, летела уже во все стороны.

''Народ, ну не дура же у нас собака!!!!! Что бы так копать пустое место!!!!! Надо вскрывать дно первого шурфа!''

Буквально две лопаты и образовался почти вертикальный, засыпанный ночными копщикам и, не замеченный ими в темноте, ход норы! И от туда раздалось отчаянное рычание! Наш потеряшка!!!!! Жив!!! ''Браво Рада!!!! Молодца деваха!!!! Вот и не верь после этого своим собакам!!!''

Еще несколько минут работы в сухом и, постоянно осыпающимся грунте и, осунувшийся, изможденный кобель сам вылез из нижнего отнорка. Упал мордой в снег и стал с наслаждением тереться, счищая запекшуюся кровь и землю. Пес был сильно обезвожен, морда вся в покусах, один глаз не открывался, но вторым он вполне осознанно смотрел на нас.

Тут же завернутый в куртку, счастливо прижался к груди своего хозяина и затих! Как же радостно было на это смотреть!

Из вскрытого лаза  донесся тяжелый лисий дух, похоже и рыжая там! Даже не совещаясь, все единодушно решили ''Пусть живет!'' Еще минимум два метра вниз, в осыпающимся грунте, ночью, ради лисицы, желающих копать не нашлось!

Отсутствие опыта и рабочих навыков сыграло с кобелем злую шутку. Инстинкт есть, инстинкт зовет, пес залез в нору. Сунулся за рыжей в ее царство и получил по морде. Грунт за спиной, в результате возни осыпался. Кобель растерялся, не смог ни откопаться, ни залезть в вертикальный ход. Да, и по всему, лисица, запертая собакой в тупике, постоянно держала в напряжении укусами за морду! Вот так и гибнет большой процент молодых и неподготовленных охотничьих собак. Именно отсутствие обучения и нехватка опыта, которые можно, без риска для жизни приобрести только на тренировочной станции!

2018 год.