Подготовка норной собаки к охоте

Главная » Советы кинолога » Подготовка норной собаки к охоте

Предлагаемые рекомендации по воспитанию и подготовке щенка норной породы к первым встречам с норным зверем в искусственных или естественных условиях, а также к ряду других видов охот исходят из предположения, что щенок знаком с основными элементами воспитания: знает свою кличку, место, жилище, команды "Нельзя!", "Хорошо!" и др. Рекомендации относятся главным образом к щенку от четырех до шести месяцев. Указанные возрастные ограничения не строго обязательны, кроме тех занятий, где возраст оговорен особо. В шесть месяцев смена молочных зубов заканчивается, и формирование полости рта полностью завершается. Это важный момент в становлении характера щенка, приобретении уверенности в себе. Поэтому первые притравки по норному зверю рекомендуются не ранее шестимесячного возраста. Рекомендации исходят также из предположения, что у охотника только одна собака - щенок. Если же у него или напарника есть взрослая, рабочая норная, то многие элементы подготовки молодой к будущим охотам могут существенно упроститься и ускориться, разумеется, если старшая доброжелательно относится к своему сородичу и лишена дурных привычек. Последовательность тематики занятий, предлагаемая в статье, не обязательна и может варьироваться в зависимости от возможностей, определяемых местом жительства владельца, временем года, характером щенка, его состоянием и другими факторами.

Предлагаемые методы дрессировки молодой собаки для выработки необходимых навыков могут быть в той или иной степени видоизменены владельцем. В этой статье не ставилась цель дать рекомендации, как непосредственно натаскивать собаку по вольному или подсадному зверю. Это совершенно самостоятельная тема дня последующей статьи. 

Прогулки в лесу, в поле.

В четырех-пятимесячном возрасте хороши длительные, неторопливые прогулки в лесу, в поле, по оврагам, по берегам вдоль ручьев и рек. Полезно, если ваш щенок бегает в паре с опытной, рабочей собакой. Старшая собака ведет поиск, осматривая все закоулки оврагов. Найдя нору, она проверяет отнорки. Молодая норная, нередко мешая ей заигрыванием, тем не менее, перенимает манеру поиска (хода), приучается отличать места возможного нахождения нор от других, нехарактерных мест. Если у молодой в нескольких поколениях были рабочие (но не спортивные) предки, то не исключено, что она почти с самого начала самостоятельно, интуитивно, без вашего наведения, без участия старшей собаки будет обследовать именно те места, где в принципе возможны поселения норного зверя. Если это так, то вам повезло: это настоящая норница. Следует только помнить, что места прогулок должны быть вам хорошо знакомы. Если там есть норы, то лучше на первых порах их избегать: надо предварительно убедиться, не заселены ли они барсуком. К сожалению, не всегда можно судить о заселении, руководствуясь наличием барсучьих расчисток и других примет, так как при отсутствии последних, в норе может оказаться транзитный барсук. Крайне нежелательно, чтобы первым норным зверем, с которым случайно познакомится ваш щенок, стал барсук. Во-первых, в большинстве районов страны охота на барсука запрещена, а во-вторых, этот зверь довольно агрессивен, его

мощные челюсти и острые когти в состоянии нанести молодой собаке тяжелые увечья. Встреча с матерым барсуком может негативно отразиться на психике молодой норной, она будет его бояться. Гуляя, внимательно наблюдайте за своим воспитанником, выясняйте, что его интересует. Если вы, двигаясь по тропе, видите, что он часто отвлекается в сторону от дороги, что-то обнюхивает, бесстрашно углубляется в поле, в лес, это очень хорошо. Время от времени, когда щенок слишком отрывается от вас, попробуйте спрятаться от него так, чтобы было видно, как он поведет себя, когда вернется, Как бы он ни был встревожен, не торопитесь себя показывать. Пусть поищет. Чтобы не потерять щенка, надо хорошо знать данный лес. Наличие нор в нем нежелательно, Чаще всего щенок пытается визуально или на слух обнаружить вас и только потом, если это не удалось, переходит на обоняние. Такие упражнения приучают собаку следить в лесу за хозяином, идти с ним в одном направлении, укрепляют память и улучшают ориентировку молодой собаки. Начав с простого упражнения, постепенно усложняйте их, один-два раза за прогулку. Обычно для поощрения лакомства не нужны: найдя вас, щенок уже довольствуется одним только вашим присутствием.

Приучение к норению и к работе в темноте.

Очень важным элементом подготовки щенка к будущей охоте на норного зверя является приучение его к преодолению различных сужений замкнутого сечения в темноте, то есть к норению. Занятия можно проводить даже ранее четырехмесячного возраста. Хорошо, если удастся найти лежащую на поверхности металлическую трубу диаметром не менее 20- 25 см (если щенок небольшого роста, а труба короткая). Для первых занятий предпочтительнее иметь трубы большого диаметра, в меньшей степени сковывающие движения щенка. Начните приучать собаку бесстрашно заходить в темноту, передвигаться ползком по трубе, не боясь узкого, замкнутого пространства, Обычно норные очень быстро преодолевают этот психологический барьер, буквально с первых занятий, Пусть щенок сначала засунет в трубу только голову, стараясь достать какой-либо любимый предмет (старую рукавицу, мяч, тряпичную куклу и тому подобное). Постепенно заталкивайте рукавицу все дальше и, в случае успеха, в тот момент, когда щенок заберется достаточно глубоко вовнутрь, быстро переместитесь к другому концу трубы и, заглядывая в нее, позовите собаку. Если щенок пройдет трубу насквозь, то приласкайте его и поощрите лакомством. Каждый раз, проходя мимо трубы, предлагайте своему воспитаннику выполнить это упражнение. Но не переусердствуйте. При малейшем снижении интереса к этому занятию - прекратите. Учтите, что не следует каждый раз настаивать на обязательном сквозном прохождении. Пусть в одном случае пройдет, а в другом вернется задом. Реверсирование также является полезным и нужным упражнением. Эти первые уроки норения имеют большое значение, так как позволяют существенно облегчить натаску собаки по норному зверю, как в искусственных, так и в естественных условиях. Если первые уроки освоены собакой успешно, то необходимо перейти к следующему занятию. Прихватите с собой какую-нибудь достаточно крупную (размером с кошку) мягкую игрушку и привяжите к ней бечевку, длина которой должна быть больше длины трубы. Возьмите щенка на руки и отвернитесь от трубы, чтобы он не видел, как помощник забросит игрушку в трубу. Разумеется, эта операция, как и протяжка бечевы через трубу, требует определенной сноровки.

После этого подойдите с собакой к другому концу трубы и предложите ей понориться. Как правило, она заметит заброшенный предмет и направится к нему. В это время помощник, не заглядывая в тоннель, должен короткими, очень мягкими неторопливыми рывками подтягивать игрушку к себе, Как только он почувствует хватку собаки, пусть аккуратно потянет веревку на себя. Если же он почувствует, что собака сопротивляется и тянет игрушку на себя, то, уступая, должен немедленно поставить в известность владельца о даче собакою хватки и начале потаска. Владелец тут же начинает поощрять "тягача" возгласами: “Хорошо, хорошо, давай, давай!” и так далее. Важно, чтобы собака поняла, что ее действия одобряются. Помощник, имитируя сопротивление с последующей уступкой, должен быть начеку. Если собака игрушку отпустит, то "зверь" должен короткими, будоражащими собаку рывками, "уходить" от нее. Владельцу, в свою очередь, необходимо энергично поощрять ее возгласами: "Взять, взять ее!". Как только щенок вытащит игрушку наружу, то, дав команду "Дай!" и, отобрав игрушку, поощрить собаку лакомством. Такое упражнение надо повторять до тех пор, пока не добьетесь безотказного выполнения. При этом не забывайте о поощрении.

Если не удастся найти трубу, то для первых занятий по норению в зимний период можно с помощью лопаты проделать в сугробе тоннель. Владелец садового участка или дачи может сколотить из досок короб длиной в несколько метров. Сечение короба: высота 20- 25 см, ширина 18- 20 см. Не представляет особого труда построить в земле простую нору длиной 6- 7 м (не обязательно прямую, лучше с поворотом), с одним входом и устройством в конце тоннеля (трубы) котла размером 60х60 см и крышкой над ним. Все сооружение, за исключением входа, выполняется заподлицо с поверхностью земли. Верх трубы должен быть либо полностью съемным, либо иметь откидные крышки через метр.

В домашних условиях можно скатать из ковра трубу надлежащего диаметра и использовать ее для первых занятий со щенком в возрасте трех-четырех месяцев. Хотя эта "нора" весьма примитивна, тем не менее, позволяет щенку усвоить первоначальные азы норения. 

 

Приучение к подаче (апортированию) различных предметов и дичи. 

Приучение норных к апортированию, то есть подаче каких-либо предметов, мелкой дичи, является одним из важнейших элементов работы собаки на охоте. Первые занятия лучше всего проводить дома или в огороженном участке двора, хорошо знакомого щенку. Присутствие людей, животных на первых порах нежелательно. Для занятий наиболее рационально использовать любимые игрушки щенка (мяч, кукла и так далее), с которыми он охотно возится, таскает и треплет. Для первых занятий следует взять только одну игрушку и запастись небольшими кусочками лакомств (сухарики, мясо, сыр). Занятия проводят следующим образом. Придерживая щенка, свободной рукой отбрасывают вперед на несколько шагов игрушку и дают команду "Апорт!". Как правило, щенок бросается к игрушке и берет ее в зубы. Задача натасчика - быстро переместиться к нему поближе и, подзывая, постараться обменять предмет на лакомство. При этом важно проследить, чтобы щенок, заметив лакомство или еще до этого, не бросил игрушку на пол. Такое упражнение можно проводить в день по несколько раз, меняя как бросаемый предмет, так и дистанцию апортирования. Важна конечная цель, чтобы собака приносила предмет вам в руки. В последующем занятия усложняют. Выдворяя щенка из комнаты (другого помещения) и держа при этом в руках игрушку, которую он обычно старается ухватить, надо, закрыв дверь, быстро спрятать предмет так, чтобы на первых порах какая-то часть его не была видна. Пустив щенка в комнату, повторяйте: "Ищи, ищи!". Обычно щенок бросается к вам. Показав ему пустые руки, даете команду повторно и делаете рукой приглашающий жест в неопределенном направлении. Если он находит игрушку и, захватив в пасть, по команде "Дай!" немедленно отдает, сразу поощрите лакомством. Эти занятия продолжают, с каждым разом усложняя условия поиска. Для этого прятанье игрушки переводят с пола на "верхние этажи", чтобы щенок пытался найти ее, пользуясь верховым чутьём. Помните: молодые собаки нередко устают от однообразных занятий, делаются равнодушными. При первых признаках такого отношения следует занятия прекратить, завершив их дачей лакомства. В дальнейшем эти "игры" (поиск спрятанной вещи, апортирование и так далее) надо проводить вне помещения во дворе, в поле, следя за тем, чтобы не было отвлекающих факторов, по крайней мере, на первых порах. Позднее (желательно, когда щенку исполнится пять-шесть месяцев) занятия необходимо перенести на воду (естественно, в теплое время года). Собака, приученная подавать хозяину по команде "Апорт!" брошенные предметы, а также к купанию в воде, обычно сразу бросается за брошенным на чистую воду (то есть без ряски, осоки, камыша) предметом и, взяв его, возвращается. Здесь важно, чтобы натасчик еще до полного выхода собаки на берег был готов перехватить апортированный предмет, чтобы она не бросила его на землю, отряхиваясь от воды. Скомандовав "Дай!", тут же ее поощрите. При последующих забросах, постепенно, при начале выхода собаки на берег быстро отходите от воды на несколько шагов, как бы увлекая собаку за собой, чтобы она не бросила поноску. Ваша задача - вовремя "обменять" ее на лакомство. После того, как эти элементы занятий будут собакой хорошо освоены, начинайте забрасывать предметы в ряску, осоку и так далее, чтобы она приучилась не только подавать, но и искать в водных условиях. Сначала упражнения проводят на мелководье, а затем приучают собаку искать на плаву.

Если есть возможность, то для последующих занятий следует использовать тушку дикой утки. Заметим, что не каждая норная, бросившись в воду за уткой, возьмет ее в зубы и подаст охотнику. Такое отношение (а по существу "брезгливость") можно преодолеть следующим образом. У утки отрезают крылья и сначала одно, а затем и второе (если понадобится) привязывают к палке, которая уже использовалась для занятий. Апортировку проводят сначала на земле. Нередко норная берет палку брезгливо, не касаясь крыла, и не очень охотно приносит владельцу. Лишь на следующих занятиях собака начинает брать и за крыло. Когда это будет освоено, то приучают к подаче уже тушки утки и переходят к занятиям на воде, охватывая при этом весь комплекс упражнений: подачу с глубокой воды, из камышей и так далее. Бывают варианты, когда норная по каким-либо причинам не может взять и подать отстрелянную дичь (утка повисла на дереве, крепко запуталась в камышах и так далее), и переходит на непрерывную отдачу голоса. Это является ценным качеством - анонсом, то есть как бы докладом о положении дел.

Поиск утерянной вещи.

Наряду с ранее упомянутыми обязательными упражнениями полезно обучить собаку поиску какой-либо потерянной вами на охоте вещи. Это не очень легко. Дело в том, что многие представители норных пород отличаются сильно выраженным честолюбием. Они могут долго и упорно искать сбитую вами утку или другую дичь, а вот необходимость заняться поиском какой-либо вещи, потерянной вами, их мало трогает. К тому же вы и сами не всегда в состоянии вспомнить, где вы могли эту вещь потерять. Естественно, что последнее обстоятельство весьма затрудняет поиск.

Начинать учить щенка надо тогда, когда он научился искать и подавать брошенные вами предметы. Запаситесь небольшим количеством лакомства, не отличающегося сильным запахом, - лучше всего кусочками сухаря. Во время прогулок по полю, в лесу, двигаясь по тропе (первый этап обучения) эпизодически имитируйте потерю какой-либо вещи - лучше крупной, хорошо видной, например перчатки. В тот момент, когда собака уйдет вперед, незаметно сбросьте перчатку непосредственно на тропу и уйдите вперед на 15-20 шагов. Затем подзовите норную и дайте ей понюхать вторую перчатку, говоря: "Ищи, ищи, апорт, апорт!". Часто щенок не может понять, что от него требуется (ведь вы ничего не бросаете, и ничего не подстрелили). Поэтому надо идти с ним обратно, показывая направление поиска и перчатку, непрерывно повторяя: "Ищи, ищи!". Так как потерянный предмет хорошо виден на тропе, то собака вскоре замечает его, нередко издали, отождествляет его с предметом, находящимся у вас в руках, и бросается к нему. Вы тут же поощряете ее: "Хорошо, хорошо, апорт, апорт!". Если норная, подбежав, взяла перчатку, следует тут же обменять ее на лакомство. Если она подбежала к перчатке, но не желает ее взять, а смотрит на вас и, виляя хвостом, отдает голос, то это не так уж плохо, ведь подобное поведение также являет собой разновидность анонса. Это упражнение нужно повторить несколько раз: сначала с одним предметом, затем с другим (например, с очечником, платком и т.д.). Не бойтесь, щенок не подумает дурно о вашей "забывчивости", а наоборот, нередко с увлечением примет эту игру. С каждым разом увеличивайте дистанцию поиска. Постепенно потерянная вещь должна "сходить" с тропы в сторону так, чтобы ее было видно, но только в непосредственной близости. Так как эти предметы имеют сильный, свежий запах, то наряду с визуальным ощущением щенок поневоле воспринимает и запах предмета, поэтому в следующий раз, уловив его, но, не увидев, он, как правило, притормозит и проверит причину появления запаха. Учтите, что при замене предметов норная может вначале новую вещь проигнорировать, поэтому придется начать работу на короткой дистанции.

Когда уроки на тропе будут освоены, переходите на упражнения в поле, в лесу, чтобы собака уже интуитивно пользовалась вашим следом. Естественно, что сначала дистанция до "потерянной" вещи должна быть небольшой, а след прямым. В последующем все необходимо усложнять. Если же норная вместо отдачи голоса у вещи берет ее в зубы и подает натасчику, то все занятия должны строиться на этот вид работы, т.е. на апортирование.

Команда жестом.

Полезно, а охотнику-норнику просто необходимо во время прогулок в лесу, поле, когда собака бегает на свободе, приучать ее менять направление движения командой. Но не голосом, а молчаливым жестом. Произносить слова "Давай сюда. Иди налево, направо!" и т.д. не имеет смысла. Во-первых, это усложнит восприятие щенком назначения команд, а во-вторых, человеческий голос в охотничьих угодьях не всегда уместен, тем более уже у норы, когда установлено наличие в ней зверя. Жест должен быть очень четким. Во всех случаях его осуществляют вытянутой рукой. Если надо идти налево, то, подняв левую руку вверх (внимание!), вы тут же ее опускаете поворотом налево. То же движение делают правой, если надо идти направо. В тех случаях, когда требуется движение вперед, посыльный жест выглядит так: руку поднимают вверх и опускают вперед, указывая направление. При необходимости вернуть идущего впереди щенка можно пользоваться известным, стандартным жестом "Ко мне!", то есть наклониться вперед и похлопать себя по сапогу рукой. На молодую экспансивную норную весьма убедительно действует такая "команда", как приседание натасчика. Давать команды жестом надо в тот момент, когда собака смотрит на натасчика. Если же она чем-то увлечена, увидела человека, мышкует и т.д., то лучше переждать либо дать команду коротким свистом. В тот момент, когда ее внимание переключится, надо, несколько раз энергично повторяя жестом новое направление движения, немедленно по нему отправиться. Во время прогулок вначале пользуйтесь местностью, где имеется несколько дорог, тропинок и обязательно с пересечениями-перекрестками, что поневоле способствует у норной восприятию жестов. В последующем тренируйте собаку в поле, на лугу, но уже почти без дорог. Управляя, таким образом, норной во время прогулок, не следует злоупотреблять жестами при частых изменениях направления движения.